Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Необычные логопедические пособия

Особенное внимание учитель-дефектолог должен уделить наглядности и играм.

Дидактический материал, который употребляет в работе учитель-дефектолог (игры, упражнения), должен быть красочным и увлекательным ребенку.

Ребенок-дошкольник желает играться – пусть он играет, а преподаватель должен выстроить свою работу так, чтоб в игре выполнялась основная задачка – корректировка имеющегося нарушения.

У каждого учителя-дефектолога имеется в арсенале собственный набор игр и упражнений – компьютерных или картонных, обретенных или сделанных своими руками. Игр – большущее множество.

Но сколько бы ни было издано пособий и дидактических игр, у каждого дефектолога в арсенале будет что-то свое, изготовленное своими руками, какая-либо уникальная игра, непохожая на остальные игры. А ежели еще он обладает компом, способности которого просто бескрайни, то тут большой простор для фантазии.

Даю несколько эталонов обычных игр, сделанных с помощью компа, которые можно использовать в работе с детками с нарушениями речи для автоматизации и дифференциации звуков, развития звуко-буквенного анализа, фонематического слуха, корректировки лексико-грамматической стороны речи, умения составлять обыкновенные и сложносочиненные (сложноподчиненные) предложения.

Игры я составляю в програмке для составления презентаций Power Point: вставляю избранную картинку-фон (дорожку, улитку, змейку, гусеницу, таблицу и т.п.) и накладываю на нее рисунки с необходимым звуком. Фон картин лучше сделать прозрачным.

Это можно сделать в програмке Adobe Photoshop, Point.net или некий иной програмке – той, которой обладает преподаватель. Дальше, при желании, можно сделать фон пособия.

Сюжет логопедической игры – дело фантазии логопеда.

 

Логопедические бродилки

Изготовка пособия. Выбрать картинку-бродилку, наложить на нее рисунки с необходимым звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие маленькой моторики.

Ход игры.

Ребенок «идет» пальчиками по дорожке, верно проговаривая фиксируемый или дифференцируемые звуки.

Варианты игры (этой и следующих):

1. Предложить ребенку отыскать на картине еще предметы с данным звуком и посчитать их: одна елка, две елки, три елки, четыре елки 5 елок. В этом варианте ребенок обучается согласовывать числительные с существительными. Для упражнения в согласовании прилагательных с существительными добавляем признак – зеленоватая елка. Ребенку (в основном значении, человек в период детства) необходимо будет проговорить: одна зеленоватая елка (или Елка может означать), две зеленоватые елки, … 5 зеленоватых елок.

2. Предложить ребенку выбрать 5 приглянувшихся картин (к примеру, велик, рыбка) и составить с ними предложения («Мать приобрела велик», «Рыбка плавает в реке»).

3. Предложить ребенку выбрать 5 приглянувшихся картин и поиграть в игру «Жадина»: «Мой велик, моя свинка, моя шапка» и т.д. Или игра «Не жадина»: «Я все дал для тебя, и сейчас у меня нет велика, нет свинки, нет шапки». Так мы упражняем малыша в верном употреблении падежных окончаний существительных.

4. Предложить ребенку выбрать 5 приглянувшихся картин и поиграть в игру «Один-много»: елка – елки, свинка – свинки, велик – велики.

На базе одной рисунки из предложенных игр можно воплотить множество вариантов игр, реализуя основную цель – корректировка нарушений речи.

Логопедические лабиринты

Изготовка пособия.

Выбрать картинку-лабиринт, вставить в слайд презентации, наложить рисунки с необходимым звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие маленькой моторики.

Ход игры.

Ребенок именует рисунки лабиринта, верно проговаривая звуки.

В эту игру может играться ребенок с логопедом, а можно организовать ее с подгруппой детей, у которых автоматизируется один и тот же звук. В таковом варианте будет нужно кубик и фишки. Игроки кидают кубик. Сколько выпало точек, столько игрок может сделать ходов, верно проговаривая слова с фиксируемым звуком (или с дифференцируемыми звуками).  В этой игре есть опасность зайти в тупик, потому ребенку необходимо быть внимательным и смотреть, чтоб этого не вышло. Не считая автоматизации звуков, в этой игре развивается еще и зрительное внимание, а отвечая на вопрос-название игры, ребенок обучается составлять предложения с предлогами.

Не считая закрепления звуков, в играх этой серии и в играх, представленных меньше, также можно предложить те же варианты задания для корректировки лексико-грамматической стороны речи, что и в играх-бродилках.

Логопедические гусеницы

Изготовка пособия. Выбрать картинку-гусеницу, вставить ее в слайд, наложить рисунки с необходимым звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие маленькой моторики.

Ход игры.

Ребенок продвигает фишку по гусенице, верно проговаривая звуки.

На отданном материале, не считая закрепления звуков, также можно отработать согласование числительных и прилагательных с существительными, единственное и множественное число существительных, умение составлять предложения.

Логопедические дорожки

Изготовка пособия. В функции «Вставка» выбрать «Фигуры», вставить пригодную фигуру, размножить ее и сделать из нее дорожку. Потом наложить на дорожку рисунки с необходимым звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (одно из направлений научно-технического прогресса, использующее саморегулирующие технические средства и математические методы с целью освобождения человека от участия в процессах получения,) (дифференциация) звуков, развитие маленькой моторики.

Ход игры.

Ребенок «идет» пальчиками по дорожке, верно проговаривая звук. Дальше ребенок, отвечая на вопросец (к примеру «Кого зовет коза?»), составляет обычное предложение («Коза зовет козленка»).

На материале игр отданной серии также можно отработать согласование слов в предложении, подбор признаков к предмету, единственное и множественное число существительных и т.д.

Логопедические собиралки

Изготовка пособия. В файл вставить картину (в живописи — произведение искусства, обладающее законченным характером (в отличие от эскиза и этюда) и самостоятельным художественным значением) (к примеру, гриб, клубнички), размножить ее и сделать из нее дорожку (можно взять рисунки различных грибов), потом наложить на них рисунки (изображение на плоскости, созданное графическимисредствами) с необходимым звуком, при необходимости оформить фон. Будет нужно кубик и фишки.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие маленькой моторики.

Ход игры.

Игроки по очереди кидают кубик – сколько выпало точек на кубике, на столько картин необходимо продвинуть фишку, верно произнося заглавие картин.

Логопедические змейки

Изготовка пособия. Выбрать картинку-змейку, наложить рисунки с необходимым звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие маленькой моторики.

Для игры будет нужно кубик и фишки. Играться может ребенок с логопедом, а можно организовать игру с подгруппой детей, с которыми осуществляется закрепление произношения 1-го и того же звука.

Ход игры.

Игроки по очереди кидают кубик – сколько выпало точек на кубике, столько игрок может сделать ходов, верно именуя слова с фиксируемым звуком. И тут также можно выбрать три-пять картин, составить с ними предложения, посчитать их, согласуя числительные с существительными. Потом можно закрыть или убрать рисунки и отдать ребенку задание: «Вспомни, какие рисунки были на этой змейке» (развитие зрительной памяти).

Логопедическое домино

Изготовка пособия. В функции «Вставка» выбрать таблицу, вставить в слайд, залить таблицу приглянувшимся цветом, наложить рисунки с необходимым звуком.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков.

Картинный материал разрезать по горизонтали, потом по вертикали меж схожими картинами (можно заламинировать) и играться как в обыденное домино. Разница только в том, что заместо точек на домино рисунки, и необходимо их именовать, согласуя числительное с существительным.

Логопедические улитки

Это достаточно популярная игра, но тут я добавила фон, где дополнительно вставила рисунки (по 5 картин) на данный звук. Их можно использовать для упражнения в согласовании числительных с существительными или для составления предложений.

Изготовка пособия (одна из форм материального обеспечения населения). Выбрать картинку-улитку, наложить рисунки с необходимым звуком (физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде), при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие маленькой моторики.

Для игры будет нужно кубик и фишки. Играться может ребенок с логопедом, а можно организовать игру с подгруппой детей, с которыми осуществляется закрепление произношения 1-го и того же звука.

Ход игры.

Игроки по очереди кидают кубик – сколько выпало точек, столько игрок может сделать ходов, верно именуя слова с фиксируемым звуком.

Цель игры для малыша – добраться до приза (это может быть фишка, картина, наклейка или некий иной приз), а для логопеда – закрепить у малыша поставленный звук.

Варианты внедрения игры отданной серии могут быть таковые же, как и в играх (тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе) остальных серий, а могут быть и свои – тут дело фантазии преподавателя.

Странички: 1 2